Математическая тревожность – это состояние беспомощности, паралича и психической дезорганизации, которое возникает у некоторых учеников, когда от них требуется решать математические задачи. Справиться с ней можно, заверяют камчатские ученые. Так, чем больше ребенок решает практико-ориентированных задач, тем меньше он испытывает страх перед математическими вычислениями.
Исследования проводились с участием детей 9-10 лет. Для оценки уровня тревожности был разработан специальный тест из 10 вопросов, где школьники отмечали свои ощущения по пятибалльной шкале Лайкерта. Вопросы касались различных ситуаций, связанных с математикой, например: «Вы беспокоитесь, когда учитель говорит, что собирается задать новые типы задач?».
Для проверки практических навыков был составлен специальный тест из восьми задач, имитирующих реальные жизненные ситуации, в которых нужно было найти наиболее выгодное решение. Например, школьникам предлагалось рассчитать стоимость покупки в магазине, определить время в пути по расписанию поездов, найти нужное количество ткани для пошива занавесок.
Результаты опроса выявили четкую картину: 20% респондентов испытывают высокий уровень математической тревожности, 30% – средний и 50% – низкий. При этом дети с более высоким уровнем тревожности хуже справлялись с практическими задачами.
Корреляция между тревожностью по математике и опытом решения практико-ориентированных задач статистически значима. Чем более позитивно школьник себя чувствует, чем больше у него математических знаний, умений и навыков, тем выше вероятность снижения его тревожности,
отметила Галина Киричек